03:41 Jacques Loussier | |
![]() Жак Лусье родился 26 октября 1934 года в небольшом, но известном своей бурной средневековой историей городе Анжере, расположенном в месте слияния рек Мэн и Луара. В целях серьезного изучения музыки и, думая о карьере классического пианиста, в 1950 году Лусье поступил в Парижскую консерваторию, где оказался в классе пианиста-виртуоза Ива Ната, в свое время ученика Форе, Сен-Санса и Дебюсси. Но, несмотря на ранние успехи, начинающий музыкант вскоре оставил академическую сцену и наудачу попробовал себя в различных направлениях. Полтора года он играл на Кубе в составе цыганского ансамбля, аккомпанировал Шарлю Азнавуру и другим известным шансонье, сочинял аранжировки и музыку для кино. Конечно, молодой музыкант, которому оказалось тесно в «классических рамках», не мог не обратить внимания на стремительно набирающий популярность джаз. Особенно его привлекал в те годы Modern Jazz Quartet. И когда Жаку Лусье впервые предложили записать его сольные фортепианные эксперименты с ![]() В 1959 году вышла первая пластинка Жака Лусье, которая, была воспринята с восторгом. Молодой, с хорошей академической подготовкой музыкант пошел на модный эксперимент — самые популярные темы И. С. Баха звучали с вариациями, имеющими явно джазовое происхождение. Один за другим начали выходить альбомы под общим названием «Play Bach», которые производили впечатление наличием музыкального поиска. Импровизации на повторяющийся круг композиций менялись, а музыканты отличались хорошим джазовым свингом. К середине 60-х ансамбль Лусье завоевал мировую известность, и последующие 10 лет трио активно привлекало внимание всего мира. За 15 лет было продано более 6 миллионов пластинок. ![]() Но в применении к другим композиторам подходы пришлось изменить. В 90-е годы у пианиста и композитора дошли руки до переаранжировок Вивальди и Сати, Равеля и Дебюсси. И если в Баховской музыке принципы композиции, основанной на импровизации, приводили к нормальному джазовому развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами Лусье пришлось поступить уже совершенно в композиторском духе. Джазом, то есть музыкой импровизационной, там пахнет намного меньше. Впрочем, накануне трехсотлетней годовщины Баха в 1985 году Жак Лусье воссоздал трио уже с новыми партнерами — Андрэ Арпино (Andre Arpino) и Винсентом Шарбоннье (Vincent Charbonnier). Произошел своеобразный «ренессанс» музыки Лусье-Баха в новой редакции, который нашел своих приверженцев уже в другом поколении — в поколении 90-х годов. ![]() Параллельно с работой в трио Лусье до сих пор пишет оригинальные сочинения, среди которых «Lumieres» — произведение для сопрано, контр-тенора, хора, ударных и оркестра, Барочная месса XXI века, концерт для трубы и оркестра, концерт для скрипки и квинтет для медных «Огненная лошадь». В последние годы Лусье активно концертирует и постоянно записывается с новыми программами. С 1993 года началось сотрудничество «Jacques Loussier Trio» cо звукозаписывающим лэйблом Telarc, в рамках которого уже вышли восемь альбомов ![]() Этого французского пианиста называют музыкальным феноменом. Более 40 лет играть классику, оставаясь при этом верным джазу, сможет не каждый. Джазовая обработка классики Жаком Лусье давно превратилась в успешный коммерческий бренд. Споры о том, хорошо или плохо он это делает, уже никого не интересуют, а каждый его новый релиз выметается с прилавков со скоростью пули. После не слишком удачного, в смысле продаж, эксперимента со сложной музыкой Дебюсси, Лусье обратился к более «простому» продукту — «Музыке на воде» Генделя, — и на этот раз попал в яблочко. Очередная пластинка, вне всякого сомнения, встала в ряд его самых успешных проектов (Бах, Вивальди и Сати), и это достаточная рекомендация для тех, кто знает, о чем речь. Остальным же можно просто сказать, что при покупке этого альбома они получат бессмертный генделевский хит в очень тонком, интеллигентном, мягком и, в хорошем смысле, конъюнктурном исполнении фортепиано, баса и ударных. Превосходный вариант музыки для отдыха ума и сердца. Музыканты такого класса ещё раз убеждают в том, что стили не важны — просто есть хорошая музыка и есть плохая. Дело вкуса. ![]() Содрано отсюда http://www.lastfm.ru Однажды Дюк Эллингтон (Duke Ellington) произнёс фразу, ставшую впоследствии сакраментальным изречением: "Становится всё труднее и труднее определить, где джаз начинается и где он заканчиваетсяили даже понять, где проходит разграничительная линия между классической музыкой и джазом." Творчество Жака Лусье призвано доказать, что такой линии в природе просто не существует. Согласитесь, нелегко играть классическую музыку, но еще сложнее играть классику в джазовом ключе. Причем играть так, чтобы этой игрой восторгались не только простые слушатели, но и критики по обе стороны Атлантики. Для этого нужен недюжинный талант. Жака Лусье природа наградила этим талантом сполна. Жак Лусье хорошо известен с 60-х годов многим, в том числе и любителям джаза. Тогда, да и позже, смущало одно - практически все джазовые энциклопедии игнорировали это имя. Заговор или неджазовая суть? Насчет сути энциклопедии угадали. Но это произошло позже. А Жак Лусье, как говорят, устав от успеха, уединился на юге Франции в окружении синтезаторов и компьютеров. Новая музыка отодвинула изящные переаранжировки Баха на задний план. Однако 300-летие великого немца в 1985 году вновь вызвало к жизни угасший проект. Теперь мелодии из прелюдий и фуг, гавотов и клавирных концертов обрамились не только джазовыми, но и роковыми оболочками. Сам месье Жак, отвечая на пресс-конференциях на многочисленные вопросы, любил повторять, что он всегда стремится представить музыку И.С.Баха в новых красках, так сказать, дать ей новую жизнь. Но в применении к другим композиторам подходы пришлось изменить. Действительно, в 90-е годы у пианиста и композитора дошли руки до переаранжировок Вивальди (Antonio Vivaldi) и Сати (Eric Satie), Равеля (Maurice Ravel) и Дебюсси (Achille Claude Debussy) . И если в Баховской музыке принципы композиции, основанной на импровизации, приводили к нормальному джазовому развитию в стиле би-боп, то с импрессионистами Лусье пришлось поступить уже совершенно в композиторском духе. Джазом, т.е. музыкой импровизационной, там пахнет намного меньше. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License and may also be available under the GNU FDL. | |
|
Всего комментариев: 0 | |